⌚️2025-03-12 20:00:00 — 2025-03-12 22:00:00
🏛ART of LIFE
Мы исследуем развитие цветовой палитры в итальянском искусстве, значение цвета, символика и эксперименты художников.
Темы лекций:
1. От Средневековья к Ренессансу: символ, свет и цвет.
История цвета ранней итальянской живописи базируется на христианской символике и текстах апологетов Церкви.
Средневековые образы икон и мозаичных стен в храмах мерцали золотом и драгоценными каменьями, создавая царствие Бога на земле.
В недрах раннего итальянского искусства зародилось новое, чувственное восприятие цвета, независимо от его символики. В Сиене Мадонна и святые совлекут с себя аскетичные одежды и облачатся в праздничные наряды. Во Флоренции мастера свяжут искусство с наукой, изучая оптику, свет, постигая законы перспективы и, конечно, систему трехцветия. Джотто имитирует рельеф живописными приёмами и создаст первые монохромы в истории, которые затем будут подхвачены Андреа Мантеньей.
На примере шедевров раннего и Высокого Ренессанса поговорим о разнообразии географии пигментов, которые привозят в Италию в XIII-XVI столетиях, а также традиции темперной и масляной техники.
2. лекция Палитра XVI века.
Чинквеченто – бурное время потрясений и изменений, которые затронут все стороны жизни в Италии. Это отразилось и на цветовой палитре, а также тяге к экспериментам и превращениям. XVI столетие отмечено разнообразными спорами творцов – о главенстве скульптуры или живописи, спор рисунка и цвета «Disegno versus Colore». Мы увидим в произведениях не только новое пространство и композицию, но и новый местный колорит. Во Флоренции законодателем новой палитры станет Андреа дель Сарто и ранние маньеристы. В Болонье и Парме трудится Пармиджанино, всё больше уделяя времени алхимическим опытам и пробует воспроизвести увиденный цвет в картинах. В погоне за спецэффектами художники используют в качестве пигментов всё, что попадется под руку, не задумываясь о дальнейшей жизни картины. Мы же спустя 500 лет убедимся в том, что не все опыты преодолели время и это повлияло на колорит произведений. Особое место в живописи всегда занимает Венеция со своим восприятием размытого контура, прозрачного цвета и влажного воздуха.
3. лекция Барокко: академической теории цвета и реализма
Конец XVI столетия в Италии – время Контрреформация и изменений в живописной системе координат. Теоретики Церкви требуют вернуть в лоно заблудших овец и призывают на службу художников и зодчих, способных вдохнуть новую жизнь в устаревший эстетический канон, который оброс множеством неясных символов. Это время рождения мастеров новой эпохи – художники быстро меняются, тяжело расставаясь с тягой к вычурной живописи, уходят в реализм или в академизм. Братья Карраччи разработали программу для обучения художников в Болонье, выстроив систему координат и ориентиров, в том числе в палитре. Иные мастера, как Федерико Бароччи в Урбино, существуют отдельно в своем мире и строят фантастический, но уютный по колориту живописный мир, предвосхищая стиль рококо.
4. лекция Есть ли цвет у скульптуры и архитектуры?
В начале Нового времени художники в поисках причудливых идей пробуют работать на каменной поверхности, используя пластины из самоцветов. Такой нестандартный подход к живописи сделает ее курьезом, достойным кунсткамеры. Первые галереи и музеи украсят цветным камнем повсюду. Джамболонья построит грот для Медичи, где животные из разных пород камня символизируют континенты. Козимо I откроет производство цветного камня и Флоренция поменяет свой строгий серо-белый цвет на полихромное многоголосие. Изделия из самоцветов, столы, вазы, картины будут популярны в эпоху барокко. Эта мода распространится в Вечном городе и будет подхвачена архитекторами Бернини и Борромини. Камень повезут из далеких стран и успеют ограбить античный мавзолей и дворец Адриана на территории нынешней Хорватии, в подражание древнеримской скульптуре из цветного камня, которую и сейчас можно посмотреть в собрании Капитолийских музеев.
Автор — Зоя Купцова — научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, Хранитель итальянской живописи XIII-XVI веков, куратор выставок итальянского искусства.
Традиционно, после лекции будет вторая часть, когда в неформальной беседе желающие смогут задать вопросы Зое Купцовой, на которые она с удовольствием ответит. Или же вступить в дискуссию, обмениваясь мнениями…
Продолжительность лекции 2 часа
Лекции являются частью циклов «Тайная жизнь цвета» и «Искусство Италии от Средневековья до барокко»
Ждем встречи!
Стоимость одной лекции: 12 Евро (800 Руб, 380 гривен, 45 шекелей, 13 USD)
Предварительная запись обязательна!
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ
звоните Phone / What’s App : +37129332253, +7916- 5893862 (Инна)
или пишите на Фэйсбук
или на почту [email protected]
Источник мероприятия: https://www.facebook.com/3169553846516131